Морихэй Уэсиба:

Чтобы прийти к высшей правде, нужно непрерывно и всем сердцем добиваться искренности

Сейдза и Татэ-Хидза

Сейдза и Татэ-ХидзаБольшей части того, о чем собираюсь рассказать, я научился у своего учителя айкидо, Хифуми Нонака Сэнсея, пока жил на южном острове Кюсю, в префектуре Миядзаки. Он изучал айкидо у О'Сэнсея, а также технику владения мечом Дзикисин-Кагерю и дзен под руководством знаменитого учителя Согена Омори. Делом его жизни стало исследование и передача значения и ценности этикета в японских будо, не только практикующим боевые искусства, но и обычным людям.


Японские боевые искусства требуют, чтобы практикующие их сидели в сейдза (в правильной позе), и сейчас эта поза считается самой типичной, представляющей то, как сидят японцы. В современной Японии японцы автоматически садятся в сейдза, если атмосфера формальна, пусть даже немного, и сидят так до тех пор, пока хозяин дома не скажет им расслабиться. Позиция сейдза традиционно предназначалась для людей невысокого статуса, будучи способом выражения почтения вышестоящему. Я где-то читал, что выставление подошв ступней, особенно позади себя, считалось опасным, потому что открывало жизненно важные точки. Некоторые школы меча заявляли, что, если проткнуть определенную точку на подошве ступни, это приведет к верной смерти. Так что традиционно позиция сейдза была не так распространена среди самураев, как принято думать в наши дни.
Посмотрим на иайдо: только первые десять (или около того) основных движений выполняются из сейдза, а потом ученик меняет положение на так называемую «положение с поднятым коленом» (татэ-хидза но бу).

Ответственность за распространение сейдза в японских боевых искусствах, в основном, приписывают Накаяма Хакудо, одному из известнейших мастеров меча нашего времени. Как-то раз его попросили выступить перед императором, и он предпочел провести все выступление в сейдза, полагая, что это будет более всего соответствовать ситуации. А потом это стало модным, и позиция сейдза получила широкое распространение.

Выражение «сейдза» появилось только в 1920-х годах, но в некоторых сельских областях Японии до сих пор можно услышать, как старики называют эту позицию хидза-матсуку, что означает «преклонить колени» и носит такой же почтительный оттенок, как и аналогичное английское выражение. Интересно, что японские иероглифы, которыми записывается хидза-матсуку, - это «ноги» и «опасно».
При ношении длинного меча практики сейдза традиционно не было. Из положения сидя меч обычно извлекали способом татэ-хидза, и в современном иайдо эта позиция практикуется после того, как ученик приобретает устойчивость в положении сейдза. Способ татэ-хидза, при котором одно колено поднято, а другое касается земли, требует большей гибкости в бедрах и ногах, чем сейдза, и многим людям достаточно сложно принять это положение так, чтобы им не приходилось задумываться о гладком движении вперед во время извлечения меча.

Тем не менее, это положение считалось значительно более выгодным, чем сейдза. В айкидо для понимания устойчивой основы часто используется образ пирамиды, однако я слышал, как некоторые учителя описывают позицию татэ-хидза как перевернутую пирамиду. Сначала она кажется очень неустойчивой, но, по мере того как практикующий обретает контроль над равновесием, относительная неустойчивость предоставляет огромный потенциал для движения. Подошвы стоп гораздо менее открыты, и легко понять, почему самураи предпочитали эту позицию. Я видел Нонака Сэнсея в сейдза, только когда мы кланялись в начале и в конце тренировки, и во время сувари-вадза, в других случаях он всегда принимал положение татэ-хидза. Есть даже еще более старая форма татэ-хидза, когда оба колена оторваны от земли, а для поддержки корпуса используются носки стоп, как в кидза, но этот способ, очевидно, исчез в большинстве японских додзё.
Джейсон Уильямс (Додзё Рюшинкан, Лондон)

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com